Таш-Рабат


Такова характеристика памятника по архивным и литературным источникам. Из сообщений предшествующих исследователей известно, что Таш-Рабат считался у кочевников за «несомненное чудо» и расценивался как нечто «сверхъестественное». Необычный облик здания породил у окрестного населения множество легенд. Поверье, записанное Ч. Ч. Валихановым, А. Войцеховичем и В. К. Змиевским, о том, что количество комнат в здании меняется с…


Эволюция формы колонок подкупольного яруса в памятниках архитектуры Средней Азии в IX-XII вв. Дата Памятник Материал и обработка стен Материал и обработка колонок Форма колонок IX в. Мавзолей Саманидов в Бухаре Кирпич неоштукатуренный Декоративная кладка из мелких шлифованных кирпичиков, формовка из гипса — IX—X вв. Здание с купольным залом на Афрасиабе Кирпич оштукатуренный Формовка из гипса Колонки…


Отмечая древность Таш-Рабата, русские путешественники воздерживались от определения возраста памятника и от категоричных суждений о причинах его возникновения. Называя здание рабатом, Ч. Ч. Валиханов, В. В. Бартольд и А. М. Фетисов не высказывали собственный взгляд на его первоначальную функцию, а употребляли общепринятое определение, составляющее название памятника. Именно результатом критического переосмысления типологической принадлежности здания явилось то,…


По наблюдениям В. Л. Ворониной, колонки пояса тромпов, на которые опираются свесы купола, в сохранившихся памятниках зодчества исключительно редки, а по времени относятся к концу IX—X вв., может быть, к началу XI в. Самые ранние колонки подкупольного яруса, известные по мавзолею Саманидола, купольному залу на Афрасиабе и мавзолею Араб-Ата, сохраняют форму старосогдийских колонн и имеют…


Архитектурный памятник расположен на восточной стороне Таш-Рабатекого ущелья и слегка отодвинут вглубь между двумя холмами. К началу наших работ он представлял собой полуразрушенное, занесенное песком и глиной сооружение, используемое чабанами е непогоду как загон для овец. Таш-Рабат (внешний вид с севера до начала раскопок) Здание построено из грубо обработанного сланцевого камня на вырезанной в склоне…


Анализ объемно-пространственной структуры здания Таш-Рабат был преведен с учетом новых результатов историко-теоретического исследования основ построения и пропорционирования форм древней архитектуры, как показали исследования ряда ученых, обобщенные и развитые в работе «Основы канона гармонии в архитектуре». Все зодчество Древнего Востока, Египта, Греции, Ирана, Индии, Средней Азии и Древней Руси формировалось на основе канона гармонии, обобщенную формулу…


В плане здания выделены две группы помещений, связанных проемом в торце центрального коридора. Размеры его — 15,5×3,8 м, высота до щелыги свода — 4,5 м. В коридоре вдоль стен устроены низкие (20 см) суфы. Пол вымощен каменными плитами, уровень его от входа до противоположного конца повышается на 30 см. Центральный коридор объединяет все помещения первой…


Длина западного и восточного фасадов, то есть сторона исходного квадрата И = 32,4 м. Вписанный в него квадрат со стороной H1 равной И = √2/2 = 23 м определяет положение на плане трех стен: поперечной наружней с запада и двух продольных внутри. Натурный обмер стороны этого квадрата дал величину 23,29 м. Место наружней восточной стены…


К первой группе помещений относится еще одна продолговатая комната (№ 13), выделяющаяся среди прочих размерами (ее площадь 22, 5 м2) и обособленным размещением в плане здания. Вход в нее устроен непосредственно из центрального коридора. Продольный разрез До сих пор она представлялась проходной, смежной с воображаемой комнатой. На самом же деле, возле южной стены, там, где…


Рабочий метод построения архитектурной формы исходил из принципов канона гармонии, то есть сетки динамических квадратов. За исходный размер аналогии (архитектурного чертежа) взята ширина главного фасада здания. Габариты постройки и отдельных помещений установлены путем засечек линий, при этом все основные узлы здания получают четкую систему построения. Важная примечательность структуры плана в том, что и стены, и…