Литературная жизнь


Словесное искусство

До Великой Окт. социалистич. революции в Пишпеке развивалось в осн. кирг. и рус. словесное иск-во, киргизское — гл. образом в устной форме. Устное поэтич. творчество кирг. народа богато по содержанию, разнообразно по жанрам. Так, в нём выделяются трудовые песни — эмгек ырлары, среди них — пастушеские (напр., «Бекбекей»), крестьянские (напр., «Оп-майда»), любовные песни (2 вида — секетбай и кюйгён), обрядовые песни и песни-плачи (кошоки), назидания (насыят), пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, мифы, легенды, предания, сказки, эпос («Курманбек», «Кожожаш», «Эр Тёштюк», «Эр Табылды», «Сарынжи- Бёкёй» и др.). Особое место занимает монументальное произв. кирг. фольклора — эпос «Манас».

Начало развития лит. жизни дореволюционного Пишпека является одним из проявлений прогрессивных последствий добровольного вхождения Киргизии в состав России. В конце 19 в. в городе возникают кружки любителей драматич. иск-ва и литры, где ставятся пьесы рус. и др. классиков (см. Театральная жизнь), устраиваются лит.-муз. вечера, пробуждается интерес к фольклорным жанрам. К этому периоду относятся начало сбора, научного изучения и первые публикации кирг. фольклора. Пионерами в этой области были известные учёные Ч. Валиханов и В. Радлов, а из жителей Пишпека — врач Ф. В. Поярков.

В начале 20 в. до Пишпека стали доходить разл. газеты и журналы, издаваемые на рус., татарском, узбекском и казахском яз., где печатались и лит. произведения. В этот же период получает известность небольшая группа акынов-письменников (Тоголок Молдо, Ы. Шайбеков, Т. Талканбаев и др.), к-рые записывали свои произведения и распространяли их в рукописной форме.

А. Эркебаев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

После Великой Окт. социалистич. революции представители зарождающейся киргизской советской интеллигенции, обучавшиеся в Верном (Алма-Ата) и Ташкенте, публикуют свои первые произведения в газетах и журналах, издававшихся на татарском и казахском яз. Среди напечатанных в то время — произведения: «Вот новая эпоха», «Стих-песня» Дж. Тулегабылова, «Утро» К. Тыныстанова, «Кем были мы и кем стали» К. Баялинова, «О…


Во 2-й пол. 20-х гг. центром лит. жизни города становится Кирг. пед. техникум, при к-ром в 1927 организуется лит. кружок «Кызыл учкун» («Красная искра») — первое проф. объединение кирг. литераторов. Занятия в кружке способствовали становлению писателей А. Токомбаева, К. Маликова, М. Элебаева, Дж. Боконбаева и др. Лит. кружки создаются также в с.-х. техникуме, партийно-советской школе….


В годы Вел. Отечеств. войны писатели Т. Уметалиев, У. Абдукаимов, Я. Шиваза, Н. С. Чекменёв и др. мужественно сражались на фронтах. Дж. Турусбеков, М. Элебаев, Дж. Джамгырчиев, К. Эсенкожоев погибли, защищая Родину. В военные годы появились произв. высокого патриотич. звучания: «Сила храбреца крепче крепости», «Прощай, Ала-Тоо, твой сын уходит в бой», «Смерть и честь» Дж….


Поэзия А. Осмонова; романы «Люди наших дней» (1948), «Среди гор» (1958) Т. Сыдыкбекова; «Битва» (1961, 1966) У. Абдукаимова; «Сломанный меч» (1966) Т. Касымбекова; рассказы, повести, роман «Буранный полустанок» («И дольше века длится день», 1981) Ч. Айтматова; психологич. драмы Б. Жакиева, М. Байджиева составляют «золотой фонд» кирг. нац. лит-ры. Т. Сыдыкбекову за роман «Люди наших дней»…


На ряде предприятий, в учебных заведениях, при редакциях газет и журналов действуют лит. кружки. Произв. опытных авторов и членов лит. кружков и объединений публикуются в альманахах «Искра», «Пламя», «Родник» (на кирг. яз.), «Перевал» (на рус. яз.), а также в ж. «Литературный Киргизстан», газ. «Кыргызстан маданияты» и др. Систематически укрепляются связи кирг. лит-ры с лит-рами др….