Русский


Паруса во всех помещениях были покрыты в два слоя розоватым ганчем: черновая штукатурка толщиной 2—3 см (в углах 5—7 см), верхний слой — штук толщиной около 1 см. Конструкции оконтурены двумя линиями в технике плоской настенной резьбы (глуб. 3—4 мм). В зале средние грани нишевых арок барабана, кроме того, декорированы полукруглыми фестонами с тремя точками…


Не обошел вниманием Таш-Рабат и выдающийся русский востоковед В. В. Бартольд. Не имея возможности лично обследовать памятник во время своей поездки по Средней Азии, он описывает его по рассказам очевидцев, фотоснимкам поручика Ковалева 1894 г. и плану здания, сделанному офицером Нарынского гарнизона Карнауховым. Сравнивая Таш-Рабат с Ахыр-Ташем, он ссылается на П. Лерха и Н. Л….


Пример употребления фестончатых арочек для Средней Азии древнейший, но истоки его на местной почве пока не обнаружены. В резном штуке они известны по михрабу мечети Мешеди Мисриан (IX в.), аркатуре мавзолея Араб-Ата, купольному залу на Афрасиабе. В памятниках Киргизстана этот мотив многократно довторен в штуковом декоре мавзолея Шах-Фазиль в Сафид-Булане и исполнен в глубокой резьбе…