Музыкальный фольклор

В советское время традиц. муз. фольклор получил развитие. Изменились содержание, идеи, формы, стиль и исполнительская культура музыки. В 20-х гг. в Пишпеке при клубах, в уч. заведениях создавались хоры, струнные и духовые оркестры, репертуар к-рых состоял из нар. и революц. песен, маршей и популярных мелодий. В 1925 открылся пед. техникум, при к-ром наряду с др. кружками художеств, самодеятельности действовал и музыкальный. Занятия в этих кружках способствовали становлению творчества комп. А. Малдыбаева и певцов А. Куттубаевой, К. Эшимбекова и др.

Одной из ранних форм профессионализации муз. творчества были обработки нар. мелодий для драматич. пьес Киргизской музыкально-драматической студии. В студии (1926 — 30) работали приглашённые из др. городов проф. музыканты — Д. Ковалёв, Д. Д. Мацуцин, П. Ф. Шубин. Д. Ковалёв и П. Ф. Шубин совместно с А. Малдыбаевым создали музыку к драматич. пьесам К. Джантошева «Карачач», Р. Шукурбекова «Джапалак Джатпасов», Дж. Турусбекова «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь») и др.

При студии был созд. оркестр из 14 чел. В 1930 — 35 во Фрунзе функционировал муз. техникум, в к-ром учились М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев, ставшие впоследствии видными композиторами республики (техникум был закрыт в связи с организацией кирг. студии при ГИТИСе им. А. В. Луначарского).

В дек. 1935 постановлением ЦИК Кирг. АССР впервые присвоено звание народного артиста республики исполнителям и музыкантам Киргизского государственного театра М. Куренкееву, К. Орозову, М. Мусулманкулову. В 1928 и 1936 во Фрунзе по заказу Наркомпроса записывал и нотировал кирг. нар. песни и кюу видный сов. музыковед- этнограф А. В. Затаевич. 18 мая 1936 состоялся первый концерт Кирг. гос. оркестра народных инструментов.

В конце 1936 создаётся Кирг. гос. филармония, к-рая в течение 2—3 лет превратилась в крупный муз. центр. В 1936—38 прошли все киргизские олимпиады нар. творчества, сыгравшие большую роль в развитии муз. культуры и позволившие выявить таких одарённых нар. певцов и музыкантов, как С. Кийизбаева, Ы. Туманов, А. Тыныбеков, Ш. Шеркулов и др.


К. Ш. Дюшалиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

С 1966 в городе систематич. проводятся фестиваль иск-в «Весна Ала-Тоо», молодёжный праздник «Студенческая весна Киргизии». Во Фрунзе работают Кирг. гос. академич. театр оперы и балета, Кирг. гос. филармония, цирк, оркестры симфонический и нар. инструментов, ансамбли комузистов, темир-комузистов, фольклорный, эстрадный, народных танцев, «Наристе», самодеят. ансамбль политич. песни «Аракет», Кирг. гос. хор, 13 нар. коллективов художеств, самодеятельности,…


Первые киносъёмки во Фрунзе осуществлены в 30-х гг. кинооператорами Москвы и Ташкента. В 1939 в столице Киргизстана создан корпункт Ташкентской студии «Союзкинохроника», в 1941 на его базе образуется студия кинохроники. В нач. 1942 вышел 1-й киножурнал «Советская Киргизия» и до конца войны было выпущено более 100 номеров. С 1944 начинается произ-во документ. фильмов: «Киргизия в…


Художеств. фильмы «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько) по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» и «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев) по мотивам рассказа М. Элебаева «Буранный день» характеризуют творч. переосмысление лит. источников, высокий профессионализм изобразительного решения. Фильмом «Зной» кирг. кино впервые вышло на мировой экран. Кинокартины «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский), «Небо…


Важную роль в развитии киргизского кино сыграло творчество Ч. Айтматова. На «Киргизфильме» экранизировано большинство его произведений. За фильм «Белый пароход» (1975) автор повести и сценария Ч. Айтматов, соавтор сценария и режиссёр Б. Шамшиев, оператор М. Мусаев удостоены Гос. премии СССР. Значительный вклад в развитие кирг. киноискусства внесли операторы К. Кыдыралиев, М. Туратбеков, М. Мусаев, Н….


В Москве производились первые грамзаписи из произв. М. Куренкеева, К. Орозова, М. Баетова, А. Малдыбаева в исполнении кирг. певцов и Оркестра кирг. народных инструментов. Муз. творчество сер. 30-х гг. связано с именами киргизского комп. А. Малдыбаева и прибывших на работу во Фрунзе русских композиторов В. А. Власова и В. Г. Фере. В 1937 Муз.-драматич. театр…


В годы Вел. Отечеств. войны композиторы города создали произв., исполненные патриотич. пафоса: первые кантаты В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере, М. Абдраева, A.    Тулеева; песни и хоры «Мы победим», «Дай команду» и др. А. Малдыбаева, «Великий марш» А. Тулеева, «Песня о Панфилове» А. Огомбаева и др. Позже появились первая муз. комедия «Ким кантти»…


На новую ступень поднимается развитие кирг. проф. музыки в 60—70-х гг. В Театре оперы и балета ставятся оперы «Манас» (в новой редакции) В. А. Власова, А. Малдыбаева и В. Г. Фере, «Олджобай и Кишимджан», «Перед бурей» М. Абдраева, муз. Комедии «Холостяки» А. Аманбаева и «Осторожно, невеста» Н. Давлесова, балеты «Бессмертие» Ч. Нурымова, «Куйручук», «Материнское поле»,…