Музыкальный патриотизм
В годы Вел. Отечеств. войны композиторы города создали произв., исполненные патриотич. пафоса: первые кантаты В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере, М. Абдраева, A. Тулеева; песни и хоры «Мы победим», «Дай команду» и др. А. Малдыбаева, «Великий марш» А. Тулеева, «Песня о Панфилове» А. Огомбаева и др. Позже появились первая муз. комедия «Ким кантти» («Кто как поступил») А. Малдыбаева, А. Тулеева, М. Абдраева и А. Аманбаева, оперы А. Веприка «Токтогул», М. Р. Раухвергера «Кёкюл», балеты «Чолпон» и «Селкинчек» («Качели»). В 1942 состоялась премьера оперы B. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере «Патриоты». В том же году состоялась 1-я Декада сов. музыки республик Ср. Азии и Казахстана, в к-рой участвовали Гос. симфонич. оркестр, и Гос. хор СССР, видные певцы, музыканты, эвакуированные во Фрунзе из др. городов страны.
Артисты А. Усенбаев, М. Баетов, М. Омурканова, комп. В. А. Власов, Ф. Г. Фере дали для воинов Красной Армии более 2 500 концертов. На передовых линиях фронта побывали с концертами и др. певцы и музыканты (см. Фронтовые бригады деятелей искусств). В послевоенные годы стали систематически проводиться респ. муз. фестивали, смотры, конкурсы, активизирующие творчество композиторов, певцов, музыкантов и самодеят. артистов. В 1953—54 состоялись гор. праздники песни, в к-рых участвовало ок. 10 тыс. чел.
В 50—60-х гг. широко развивается композиторское творчество. Ставятся оперы «На берегах Иссык-Куля», «Токтогул» В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере, «Айдар и Айша» А. Аманбаева и С. JI. Германова, «Молодые сердца» М. Абдраева и др. С большим успехом поют на оперной сцене С. Кийизбаева, К. Чодронов, М. Махмутова, М. Мустаева, И. Г. Деркембаева и др. Были созд. симфонич. поэмы: «Героическая» А. Тулеева, «Праздничная увертюра» С. Медетова. Дальнейшее развитие получает вокально-симфонич. музыка — в 50-х гг. было написано ок. 30 кантат. Создаются первые инструмент. квартеты А. Тулеева, С. Медетова, сонаты и рапсодии для фортепиано С. Медетова, ранние песни и романсы К. Молдобасанова, Н. Давлесова, Т. Эрматова.
К. Ш. Дюшалиев
Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева
В советское время традиц. муз. фольклор получил развитие. Изменились содержание, идеи, формы, стиль и исполнительская культура музыки. В 20-х гг. в Пишпеке при клубах, в уч. заведениях создавались хоры, струнные и духовые оркестры, репертуар к-рых состоял из нар. и революц. песен, маршей и популярных мелодий. В 1925 открылся пед. техникум, при к-ром наряду с др….
В Москве производились первые грамзаписи из произв. М. Куренкеева, К. Орозова, М. Баетова, А. Малдыбаева в исполнении кирг. певцов и Оркестра кирг. народных инструментов. Муз. творчество сер. 30-х гг. связано с именами киргизского комп. А. Малдыбаева и прибывших на работу во Фрунзе русских композиторов В. А. Власова и В. Г. Фере. В 1937 Муз.-драматич. театр…
На новую ступень поднимается развитие кирг. проф. музыки в 60—70-х гг. В Театре оперы и балета ставятся оперы «Манас» (в новой редакции) В. А. Власова, А. Малдыбаева и В. Г. Фере, «Олджобай и Кишимджан», «Перед бурей» М. Абдраева, муз. Комедии «Холостяки» А. Аманбаева и «Осторожно, невеста» Н. Давлесова, балеты «Бессмертие» Ч. Нурымова, «Куйручук», «Материнское поле»,…
С 1966 в городе систематич. проводятся фестиваль иск-в «Весна Ала-Тоо», молодёжный праздник «Студенческая весна Киргизии». Во Фрунзе работают Кирг. гос. академич. театр оперы и балета, Кирг. гос. филармония, цирк, оркестры симфонический и нар. инструментов, ансамбли комузистов, темир-комузистов, фольклорный, эстрадный, народных танцев, «Наристе», самодеят. ансамбль политич. песни «Аракет», Кирг. гос. хор, 13 нар. коллективов художеств, самодеятельности,…
Первые киносъёмки во Фрунзе осуществлены в 30-х гг. кинооператорами Москвы и Ташкента. В 1939 в столице Киргизстана создан корпункт Ташкентской студии «Союзкинохроника», в 1941 на его базе образуется студия кинохроники. В нач. 1942 вышел 1-й киножурнал «Советская Киргизия» и до конца войны было выпущено более 100 номеров. С 1944 начинается произ-во документ. фильмов: «Киргизия в…
Художеств. фильмы «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько) по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» и «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев) по мотивам рассказа М. Элебаева «Буранный день» характеризуют творч. переосмысление лит. источников, высокий профессионализм изобразительного решения. Фильмом «Зной» кирг. кино впервые вышло на мировой экран. Кинокартины «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский), «Небо…
Важную роль в развитии киргизского кино сыграло творчество Ч. Айтматова. На «Киргизфильме» экранизировано большинство его произведений. За фильм «Белый пароход» (1975) автор повести и сценария Ч. Айтматов, соавтор сценария и режиссёр Б. Шамшиев, оператор М. Мусаев удостоены Гос. премии СССР. Значительный вклад в развитие кирг. киноискусства внесли операторы К. Кыдыралиев, М. Туратбеков, М. Мусаев, Н….