Первые грамзаписи

В Москве производились первые грамзаписи из произв. М. Куренкеева, К. Орозова, М. Баетова, А. Малдыбаева в исполнении кирг. певцов и Оркестра кирг. народных инструментов. Муз. творчество сер. 30-х гг. связано с именами киргизского комп. А. Малдыбаева и прибывших на работу во Фрунзе русских композиторов В. А. Власова и В. Г. Фере.

В 1937 Муз.-драматич. театр поставил муз. драму «Алтын кыз» («Золотая девушка», либретто Дж. Боконбаева), включающею танцевальные номера, небольшие арии, оркестровые эпизоды, песни, хоры. Музыку к ней написали В. А. Власов и В. Г. Фере, при участии д. Малдыбаева. Муз. драма «Ажал ордуна» также содержала элементы оперного произведения. В 1939 была поставлена первая кирг. опера «Айчюрёк» В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере, в 1940 — первый кирг. балет «Анар» В. А. Власова и В. Г. фере.

Муз. жизнь города активизируется с организацией Союза композиторов Киргизии (1939). На основе нар. музыки композиторы создают произведения разл. жанров — оперы, симфонии, увертюры, концерты для фортепиано с оркестром, пьесы для оркестра и нар. инструментов, романсы, марши, хоры и др. В 1930— 40, кроме традиционных праздничных юбилейных концертов, состоялись концерты из произв. А. Малдыбаева (1937), П. Ф. Шубина (1938), большие фольклорные концерты, посвящённые юбилейным датам кирг. нар. музыкантов Т. Сатылганова (1940), М. Куренкеева (1945) и др.

В конце 30 — нач. 40-х гг. в филармонии начинают работать первый кирг. дирижёр Ш. Орозов, певцы и музыканты Б. Эгинчиев, М. Омурканова, А. Джумакматов и др. Репертуар пополняется муз. произведениями русской, многонац. советской и зарубежной классики, музыкантов республики.


К. Ш. Дюшалиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

В годы Вел. Отечеств. войны композиторы города создали произв., исполненные патриотич. пафоса: первые кантаты В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере, М. Абдраева, A.    Тулеева; песни и хоры «Мы победим», «Дай команду» и др. А. Малдыбаева, «Великий марш» А. Тулеева, «Песня о Панфилове» А. Огомбаева и др. Позже появились первая муз. комедия «Ким кантти»…


На новую ступень поднимается развитие кирг. проф. музыки в 60—70-х гг. В Театре оперы и балета ставятся оперы «Манас» (в новой редакции) В. А. Власова, А. Малдыбаева и В. Г. Фере, «Олджобай и Кишимджан», «Перед бурей» М. Абдраева, муз. Комедии «Холостяки» А. Аманбаева и «Осторожно, невеста» Н. Давлесова, балеты «Бессмертие» Ч. Нурымова, «Куйручук», «Материнское поле»,…


С 1966 в городе систематич. проводятся фестиваль иск-в «Весна Ала-Тоо», молодёжный праздник «Студенческая весна Киргизии». Во Фрунзе работают Кирг. гос. академич. театр оперы и балета, Кирг. гос. филармония, цирк, оркестры симфонический и нар. инструментов, ансамбли комузистов, темир-комузистов, фольклорный, эстрадный, народных танцев, «Наристе», самодеят. ансамбль политич. песни «Аракет», Кирг. гос. хор, 13 нар. коллективов художеств, самодеятельности,…


Первые киносъёмки во Фрунзе осуществлены в 30-х гг. кинооператорами Москвы и Ташкента. В 1939 в столице Киргизстана создан корпункт Ташкентской студии «Союзкинохроника», в 1941 на его базе образуется студия кинохроники. В нач. 1942 вышел 1-й киножурнал «Советская Киргизия» и до конца войны было выпущено более 100 номеров. С 1944 начинается произ-во документ. фильмов: «Киргизия в…


Художеств. фильмы «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько) по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» и «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев) по мотивам рассказа М. Элебаева «Буранный день» характеризуют творч. переосмысление лит. источников, высокий профессионализм изобразительного решения. Фильмом «Зной» кирг. кино впервые вышло на мировой экран. Кинокартины «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский), «Небо…


Важную роль в развитии киргизского кино сыграло творчество Ч. Айтматова. На «Киргизфильме» экранизировано большинство его произведений. За фильм «Белый пароход» (1975) автор повести и сценария Ч. Айтматов, соавтор сценария и режиссёр Б. Шамшиев, оператор М. Мусаев удостоены Гос. премии СССР. Значительный вклад в развитие кирг. киноискусства внесли операторы К. Кыдыралиев, М. Туратбеков, М. Мусаев, Н….


В советское время традиц. муз. фольклор получил развитие. Изменились содержание, идеи, формы, стиль и исполнительская культура музыки. В 20-х гг. в Пишпеке при клубах, в уч. заведениях создавались хоры, струнные и духовые оркестры, репертуар к-рых состоял из нар. и революц. песен, маршей и популярных мелодий. В 1925 открылся пед. техникум, при к-ром наряду с др….