Главная / Русский / Фрунзе / Театральная жизнь / Развитие театрального искусства

Развитие театрального искусства

Развитие театрального иск-ва началось, в сущности, после Великой Окт. революции. В 1918 при кинотеатре «Эдисон» был организован музыкально-драматич. кружок «Свобода», к-рый поставил пьесу «На бойком месте» А. Н. Островского. В тот же период в Пишпеке действовал театральный коллектив при клубе коммунистов. Эти коллективы ставили, кроме пьес русских классиков, пьесы местных авторов Е. Вольного «Два мира» и Г. И. Швец-Базарного «В царстве коммуны». В 1919 — 20 самодеят. коллективы типа «Синяя блуза», ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), «Красная повозка», как правило, состояли из 2 артистических трупп, русской и киргизской, устраивали митинги, ставили концерты, спектакли, вели агитационно-пропагандистскую работу. В 1925 при педагогическом техникуме организуется постоянный театральный кружок, в к-ром начали свою деятельность А. Малдыбаев, К. Джантошев, Р. Шукурбеков, К. Маликов, А. Куттубаева, М. Элебаев, сыгравшие в дальнейшем значительную роль в развитии киргизского профессионального театра.

В окт. 1926 Киробком ВКП(б) принял постановление об образовании нац. студии для подготовки работников театра, первоначально с 6-месячным, а затем — с 3-летним сроком обучения. Киргизская музыкально-драматическая студия начала свою работу 2 ноября 1926. Эта дата считается днём возникновения киргизского проф. театра, т. к. студия действовала и как учебное заведение, и как творческий коллектив.

Руководил ею актёр и режиссёр Н. Н. Еленин. Многие воспитанники студии вошли впоследствии в состав трупп профессиональных театров, стали известными актёрами и театральными деятелями: А. Куттубаев, О. Джетикашкаев, С. Сабаев, А. Айбашев, К. Айбашева, Ш. Тюменбаев, Дж. Джундубаев, О. Сарбагышев, К. Мадемилова, К. Эшимбеков, А. Боталиев и др. На сцене студии были поставлены первые кирг. нац. пьесы и переводные драмы. Студийцы обучались дикции, декламации, музыкальной грамоте, сольному и двухголосному пению, танцу. Был организован оркестр русских нар. инструментов, исполнявший произведения рус. и кирг. нац. музыки. В процессе работы над спектаклями студийцы изучали основы реалистического актёрского иск-ва.

А. Жунушев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

В 1958 проходила 2-я Декада киргизского искусства и литературы в Москве. В ней участвовали Театр оперы и балета, Киргизский и Русский драмтеатры и Киргосфилармония. За успехи в развитии театрального иск-ва республики Киргизскому ордена Ленина (1939) театру оперы и балета было присвоено звание «Академический», Кирг. драмтеатр награждён орденом Трудового Красного Знамени (удостоен звания «Академический» в 1971),…


7 ноября 1930 на базе студии был создан Киргизский государственный театр. Начиная с первого спектакля («Алым и Мария» К. Джантошева), театр стал активным глашатаем коммунистич. идей, борцом за утверждение новой жизни и за ликвидацию пережитков прошлого в сознании людей. На сцене театра ставились пьесы русской дореволюц. и сов. драматургии, а также пьесы кирг. авторов. Впоследствии…


В 1939 проходила 1-я Декада киргизского искусства в Москве, в к-рой участвовал Киргизский музыкально- драматический театр (переименованный в том же году в Киргизский государственный музыкальный театр), поставивший оперу «Айчюрёк» и музыкальные драмы «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь») и «Алтын кыз» («Золотая девушка»). В период декады за большие заслуги в развитии кирг. иск-ва театр был…