Главная / Русский / Фрунзе / Театральная жизнь / 1-я Декада киргизского искусства в Москве

1-я Декада киргизского искусства в Москве

Сцена из спектакля Дж. Боккаччо «Декамерон». Русский драматический театр им. Н. К. Крупской. 1980В 1939 проходила 1-я Декада киргизского искусства в Москве, в к-рой участвовал Киргизский музыкально- драматический театр (переименованный в том же году в Киргизский государственный музыкальный театр), поставивший оперу «Айчюрёк» и музыкальные драмы «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь») и «Алтын кыз» («Золотая девушка»). В период декады за большие заслуги в развитии кирг. иск-ва театр был награждён орденом Ленина, а композитору и артисту А. Малдыбаеву присвоено звание нар. артиста СССР. Высших наград Родины было удостоено более 70 деятелей театрального и музыкального иск-ва республики. В 1940 музыкальный театр поставил первый кирг. балет «Анар» В. А. Власова и В. Г. Фере, заложивший основы нац. хореографич. иск-ва. Летом 1941 ТЮЗ был закрыт в связи с организацией Киргизского драматического театра, творческое ядро к-рого составили выпускники ГИТИСа им. А. В. Луначарского и артисты ТЮЗа. В 1942 музыкальный театр был преобразован в Театр оперы и балета.

В годы Вел. Отечеств. войны организовывались фронтовые концертные бригады, к-рые обслуживали воинские части действующей армии (см. Фронтовые бригады деятелей искусств). В театрах города ставились пьесы русских и киргизских драматургов, воспевающие героизм и мужество народа: «Русские люди» К. Симонова, «Курманбек» К. Джантошева и др. С 50-х гг. начинается новый этап в развитии киргизского театра. В драматургию приходит Т. Абдумомунов с темой о современности («Современники», «Дочь Атабека» и др.). На сцене Кирг. драмтеатра появляется всё больше спектаклей по пьесам мировой и рус. классики, ставятся произведения сов. драматургов. Русский драмтеатр, сыгравший важную роль в становлении кирг. профессионального театрального иск-ва (удостоен ордена Дружбы народов в 1976), всё чаще пополняет свой репертуар произведениями кирг. авторов («Сарынджи» К. Эшмамбетова, «Обжалованию не подлежит» Т. Абдумомунова и др.). Интенсивно развивается оперное и балетное иск-во. Наряду с классич. операми и балетами появляются произведения местных авторов.


А. Жунушев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Развитие театрального иск-ва началось, в сущности, после Великой Окт. революции. В 1918 при кинотеатре «Эдисон» был организован музыкально-драматич. кружок «Свобода», к-рый поставил пьесу «На бойком месте» А. Н. Островского. В тот же период в Пишпеке действовал театральный коллектив при клубе коммунистов. Эти коллективы ставили, кроме пьес русских классиков, пьесы местных авторов Е. Вольного «Два мира»…


7 ноября 1930 на базе студии был создан Киргизский государственный театр. Начиная с первого спектакля («Алым и Мария» К. Джантошева), театр стал активным глашатаем коммунистич. идей, борцом за утверждение новой жизни и за ликвидацию пережитков прошлого в сознании людей. На сцене театра ставились пьесы русской дореволюц. и сов. драматургии, а также пьесы кирг. авторов. Впоследствии…


В 1958 проходила 2-я Декада киргизского искусства и литературы в Москве. В ней участвовали Театр оперы и балета, Киргизский и Русский драмтеатры и Киргосфилармония. За успехи в развитии театрального иск-ва республики Киргизскому ордена Ленина (1939) театру оперы и балета было присвоено звание «Академический», Кирг. драмтеатр награждён орденом Трудового Красного Знамени (удостоен звания «Академический» в 1971),…