Промышленность

Мясокомбинат. 1931Первыми пишпекскими предприятиями промышл. характера (на конец 70-х гг. 19 в.) были 5 мукомольных мельниц примитивного устройства в окрестностях города и небольшие городские мельницы. В 1-й пол. 80-х гг. 19 в. появились мелкие кустарно-промышл. заведения: кожевенный з-д (1883) и сыродельное произ-во (1885). В 1898 в Пишпеке имелось уже. 2 кожевенных и 1 маслобойный завод.

В период, предшествовавший 1-й мировой войне, появились более крупные промышл. предприятия. В 1913 вся пром-ть состояла из конфетной ф-ки, 2 пивоваренных и 2 кожевенных предприятий, мастерской фруктовых вод и 11 мельниц и маслобоен. Все они были кустарного типа. Стоимость валовой продукции составляла 175 тыс. руб., кол-во рабочих — 100 чел.

После Великой Окт. революции были национализированы и обобществлены осн. средства произ-ва, создан социалистич. сектор х-ва. В 1927 действовали уже 90 предприятий, в осн. мелких, насчитывалось (по данным переписи населения 17 дек. 1926) 2 237 рабочих, что составляло 18% самодеятельного населения. В эти годы экономическому развитию города в значительной мере способствовал чехословацкий кооператив «Интергельпо». В годы довоенных пятилеток во Фрунзе была создана крупная пищевая и лёгкая пром-ть, положено начало развитию тяжёлой индустрии — машиностроению и металлообработке. В 1940 насчитывалось 42 ведущих предприятия гос. и кооперативной пром-ти, выпускавших продукцию на 10,2 млн. руб. (в ценах 1927). Мощность энергетической сети города составляла 5,3 тыс. кВт (в 1926 — лишь 120).

Во время Вел. Отечеств. войны во Фрунзе было эвакуировано 28 про-мышл. предприятий из временно оккупированных районов страны. Быстро развернув свою работу, они стали важным фактором дальнейшего развития пром-ти и усиления всемерной помощи фронту.

Из всей вырабатываемой в республике промышл. продукции на Фрунзе приходилось 55,9%, более 40% составляли военные заказы. Её валовый объём в 1945 увеличился в 2,7 раза по сравнению с 1940. После Вел. Отечеств. войны экономика города в короткий срок была переведена на мирное произ-во. За годы послевоенных пятилеток сложилась развитая научно-техническая и произв. база, выросли кадры квалифицированных рабочих, специалистов всех отраслей нар. х-ва.

М.Г.Улумбекова, А.С.Оржушев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Фрунзе как осн. транспортный узел Киргизии связывает районы республики в единый нар.-хоз. комплекс, обеспечивает связь с др. экономическими районами СССР. Железнодорожный транспорт Этим видом транспорта доставляются в осн. лесные грузы, каменный уголь, кокс, минеральные удобрения, чёрные металлы, станки, точные приборы, радиотехнич. и технологич. оборудование, хлебные грузы. Вывозятся пресс-подборщики, металлорежущие станки и инструмент, приборы и средства…


Перевозки пассажиров городским транспортом   1951 1965 1975 1982 Перевезено пассажиров, млн. чел. из них: троллейбусами автобусами 13,1 3,2 9,9 155,7 54,1 101,6 234,8 66,7 168,1 267,5 74,9 192,6  Грузооборот и перевозки автомобильного транспорта общего пользования   1940 1965 1982 Грузооборот, млн. т-км. Перевезено грузов, млн. т. Ср. дальность перевозки груза, км. 6,6 0,4 16,5…


Генеральный план развития города предусматривает широкую программу стр-ва промышл. и гражд. объектов. За последние 20 лет построено более 20 новых промышл. предприятий, в т. ч. заводы: электро-вакуумного машиностроения, «Киргизэлектродвигатель», свёрл, электронных вычислительных машин, пластмассовых изделий, а также обувное произв. объединение, камвольно-суконный, молочный комбинаты, ТЭЦ и мн. др. Кроме того, введено в действие ок. 60 специализированных…


Многоотраслевое коммунальное хозяйство включает жилищный фонд, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, канализацию, систему ирригационных сетей, ремонтные, эксплуатационные и аварийные службы, озеленение города. В довоенный период жилищный фонд состоял в основном из 1-этажных жилых домов. В 60-е гг., с вводом домостроительного комбината, начата застройка города 4 — 5-этажными крупнопанельными жилыми домами и с 70-х — 9-этажными.Показатели развития коммунального…


В древние времена через Чуйскую долину, включая совр. терр. города и его окрестности, проходила трасса торгово-караванного пути (отрезок «шёлкового пути»), связывающего Ср. Азию со странами Запада и Востока, что подтверждается находками изделий византийского и восточного ремесла в древних курганах (см. Археологические памятники). В период Кокандского ханства (см. Крепость Пишпек) Пишпек играл роль складского и торгово-перевалочного…


В нач. 20 в. наиболее состоятельные пишпекские купцы устанавливают связи с агентами крупнейших фирм центр. России, производя оптовые закупки мануфактурных, галантерейных и др. промышл. товаров, минуя ярмарки. Пишпек постепенно становится не только крупным торговым центром Севера Киргизии и Семиречья, но и товароперевалочной базой, где встречались местные и туркестано-семиреченские грузопотоки. В 1906 открылась ското-промышл. ярмарка, общий…


Предприятия торговли и обществ, питания города входят в состав торговых объединений «Промтовары», «Продтовары», «Общепит», «Заготторгплодоовощ», «Торкоопторг». Действуют центр, универмаги «Айчюрёк» и «Детский мир», 24 книжных магазина и др. магазины, а также рынки. Динамика развития торговли и общественного питания — 1940 1965 1975 1982 Общий объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, млн. руб 25,1 246,8…


Деревообрабатывающая промышленность получила значительное развитие в 60-х гг. Произв. объединение «Киргизмебель» выпускает 26 наим. мебели в год и 15 наим. изделий из отходов производства (1982). Первые предприятия появились в окрестностях Фрунзе: в 1926 — з-д «Красный строитель», в 1935 — кирпично-черепичный з-д (см. «Фрунзестройматериалы»). С 50 — 60-х гг. эти предприятия находятся на терр. города….


В дореволюционном Пишпеке работали кожевенный и кожевенно-овчинный з-ды, шерстомойка. Выпуск изделий лёгкой пром-ти заметно увеличился к сер. 20-х гг. Интергельповцы построили кожевенный з-д, суконную и мебельную ф-ки, трикотажную и сапожную мастерские, наладили обувное произ-во. В годы первых пятилеток сформировалась крупная лёгкая пром-ть. В городе действовали два кожевенных з-да, суконная фабрика, гос. швейная ф-ка, трикотажная, обувная…


Первое в Пишпеке сыродельное производство появилось в 1885 году. В первой половине 90-х гг. 19 в. в городе работали 28 рисоочистительных, 7 маслобойных, 1 крахмалоочистительных заведение и 5 пекарен. После Октябрьской революции, в середине 20-х гг., в городе действовали 2 пивзавода, 2 мельницы, мыловаренное производство. В первой пятилетке построены консервный завод, электромельница, элеватор, хлебозавод, конфетная…


Первая типография в Пишпеке имела 1 плоскопечатную машину. Печатала первую гор. газету «Пишпекский бюллетень» (1914). В марте 1918 перешла в распоряжение Пишпекского уездного Совета под названием типография «Прогресс» и печатала газ. «Пишпекский листок». Основу полиграфич. пром-ти Киргизии помогли создать Ташкент и Алма-Ата, направив в Пишпек в 1925 оборудование и рабочих. В тот же год типография…


Особенно большие перемены в пром-ти города произошли после 60-х гг., за последние 20 лет. В этот период введено в строй действующих более 20 новых крупных промышл. объектов. Большое внимание уделялось укреплению и концентрации произ-ва. Ускорение научно-технич. прогресса и интенсивное внедрение в произ-во достижений науки и техники явились одним из осн. факторов развития пром-ти. Фрунзе становится…


Им принадлежит ведущая роль в нар. х-ве города. Уд. вес их в общем объёме промышл. произ-ва в 1950 составлял 19,5%, в 1982 — ок. 44%. В 1931 вступил в строй первенец металлообрабатывающей пром-ти Киргизии — механический завод, послуживший базой для создания сельскохозяйственного машиностроения завода им. М. В. Фрунзе — единственного предприятия в Союзе, выпускающего пресс-подборщики…