Главная / Русский / Фрунзе / Народное хозяйство / Транспорт (железнодорожный и воздушный)

Транспорт (железнодорожный и воздушный)

Фрунзе как осн. транспортный узел Киргизии связывает районы республики в единый нар.-хоз. комплекс, обеспечивает связь с др. экономическими районами СССР.

Железнодорожный транспорт

Этим видом транспорта доставляются в осн. лесные грузы, каменный уголь, кокс, минеральные удобрения, чёрные металлы, станки, точные приборы, радиотехнич. и технологич. оборудование, хлебные грузы. Вывозятся пресс-подборщики, металлорежущие станки и инструмент, приборы и средства автоматизации и запасные части к ним, сахарный песок, мука, комбикорм, шерсть и др. виды продукции. По терр. города проходит ж.-д. линия Луговая — Фрунзе — Рыбачье.

Основные показатели работы Фрунзенского железнодорожного узла

 — 1960 1970 1982
Отправлено грузов, млн. т.
Прибыло грузов, млн. т.
Отправлено пассажиров, млн. чел.
0,45
2,0
0,33
0,89
4,46
0,3
1,23
5,25
0,

Воздушный транспорт

Впервые жители Пишпека увидели самолёт 20 авг. 1922. На Пишпекском ипподроме была устроена промежуточная станция для почтового аэроплана, следовавшего из Ташкента в Алма- Ату. В 1933 начали осуществляться почтово-пасс. авиаперевозки Фрунзе — Каракол с обслуживанием промежуточных районных пунктов Токмак, Рыбачье, Байсоорун (ныне Ананьево), Покровка. В 1982 Фрунзе связан воздушными линиями с 67 городами СССР, действует аэропорт «Манас». В 1982 перевезено ок. 954 тыс. пассажиров (в 1965 — 289). В условиях горного рельефа авиация приобретает особо важное значение. Поэтому наибольшее число рейсов совершается по внутриреспубликанским направлениям.


Э. Э. Тогузбаев, К. Турсалиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

В нач. 20 в. наиболее состоятельные пишпекские купцы устанавливают связи с агентами крупнейших фирм центр. России, производя оптовые закупки мануфактурных, галантерейных и др. промышл. товаров, минуя ярмарки. Пишпек постепенно становится не только крупным торговым центром Севера Киргизии и Семиречья, но и товароперевалочной базой, где встречались местные и туркестано-семиреченские грузопотоки. В 1906 открылась ското-промышл. ярмарка, общий…


Предприятия торговли и обществ, питания города входят в состав торговых объединений «Промтовары», «Продтовары», «Общепит», «Заготторгплодоовощ», «Торкоопторг». Действуют центр, универмаги «Айчюрёк» и «Детский мир», 24 книжных магазина и др. магазины, а также рынки. Динамика развития торговли и общественного питания — 1940 1965 1975 1982 Общий объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, млн. руб 25,1 246,8…


Перевозки пассажиров городским транспортом   1951 1965 1975 1982 Перевезено пассажиров, млн. чел. из них: троллейбусами автобусами 13,1 3,2 9,9 155,7 54,1 101,6 234,8 66,7 168,1 267,5 74,9 192,6  Грузооборот и перевозки автомобильного транспорта общего пользования   1940 1965 1982 Грузооборот, млн. т-км. Перевезено грузов, млн. т. Ср. дальность перевозки груза, км. 6,6 0,4 16,5…


Генеральный план развития города предусматривает широкую программу стр-ва промышл. и гражд. объектов. За последние 20 лет построено более 20 новых промышл. предприятий, в т. ч. заводы: электро-вакуумного машиностроения, «Киргизэлектродвигатель», свёрл, электронных вычислительных машин, пластмассовых изделий, а также обувное произв. объединение, камвольно-суконный, молочный комбинаты, ТЭЦ и мн. др. Кроме того, введено в действие ок. 60 специализированных…


Многоотраслевое коммунальное хозяйство включает жилищный фонд, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, канализацию, систему ирригационных сетей, ремонтные, эксплуатационные и аварийные службы, озеленение города. В довоенный период жилищный фонд состоял в основном из 1-этажных жилых домов. В 60-е гг., с вводом домостроительного комбината, начата застройка города 4 — 5-этажными крупнопанельными жилыми домами и с 70-х — 9-этажными.Показатели развития коммунального…


В древние времена через Чуйскую долину, включая совр. терр. города и его окрестности, проходила трасса торгово-караванного пути (отрезок «шёлкового пути»), связывающего Ср. Азию со странами Запада и Востока, что подтверждается находками изделий византийского и восточного ремесла в древних курганах (см. Археологические памятники). В период Кокандского ханства (см. Крепость Пишпек) Пишпек играл роль складского и торгово-перевалочного…


Первыми пишпекскими предприятиями промышл. характера (на конец 70-х гг. 19 в.) были 5 мукомольных мельниц примитивного устройства в окрестностях города и небольшие городские мельницы. В 1-й пол. 80-х гг. 19 в. появились мелкие кустарно-промышл. заведения: кожевенный з-д (1883) и сыродельное произ-во (1885). В 1898 в Пишпеке имелось уже. 2 кожевенных и 1 маслобойный завод. В…


Особенно большие перемены в пром-ти города произошли после 60-х гг., за последние 20 лет. В этот период введено в строй действующих более 20 новых крупных промышл. объектов. Большое внимание уделялось укреплению и концентрации произ-ва. Ускорение научно-технич. прогресса и интенсивное внедрение в произ-во достижений науки и техники явились одним из осн. факторов развития пром-ти. Фрунзе становится…


Им принадлежит ведущая роль в нар. х-ве города. Уд. вес их в общем объёме промышл. произ-ва в 1950 составлял 19,5%, в 1982 — ок. 44%. В 1931 вступил в строй первенец металлообрабатывающей пром-ти Киргизии — механический завод, послуживший базой для создания сельскохозяйственного машиностроения завода им. М. В. Фрунзе — единственного предприятия в Союзе, выпускающего пресс-подборщики…


Деревообрабатывающая промышленность получила значительное развитие в 60-х гг. Произв. объединение «Киргизмебель» выпускает 26 наим. мебели в год и 15 наим. изделий из отходов производства (1982). Первые предприятия появились в окрестностях Фрунзе: в 1926 — з-д «Красный строитель», в 1935 — кирпично-черепичный з-д (см. «Фрунзестройматериалы»). С 50 — 60-х гг. эти предприятия находятся на терр. города….


В дореволюционном Пишпеке работали кожевенный и кожевенно-овчинный з-ды, шерстомойка. Выпуск изделий лёгкой пром-ти заметно увеличился к сер. 20-х гг. Интергельповцы построили кожевенный з-д, суконную и мебельную ф-ки, трикотажную и сапожную мастерские, наладили обувное произ-во. В годы первых пятилеток сформировалась крупная лёгкая пром-ть. В городе действовали два кожевенных з-да, суконная фабрика, гос. швейная ф-ка, трикотажная, обувная…


Первое в Пишпеке сыродельное производство появилось в 1885 году. В первой половине 90-х гг. 19 в. в городе работали 28 рисоочистительных, 7 маслобойных, 1 крахмалоочистительных заведение и 5 пекарен. После Октябрьской революции, в середине 20-х гг., в городе действовали 2 пивзавода, 2 мельницы, мыловаренное производство. В первой пятилетке построены консервный завод, электромельница, элеватор, хлебозавод, конфетная…


Первая типография в Пишпеке имела 1 плоскопечатную машину. Печатала первую гор. газету «Пишпекский бюллетень» (1914). В марте 1918 перешла в распоряжение Пишпекского уездного Совета под названием типография «Прогресс» и печатала газ. «Пишпекский листок». Основу полиграфич. пром-ти Киргизии помогли создать Ташкент и Алма-Ата, направив в Пишпек в 1925 оборудование и рабочих. В тот же год типография…