Торговля и общественное питание
В древние времена через Чуйскую долину, включая совр. терр. города и его окрестности, проходила трасса торгово-караванного пути (отрезок «шёлкового пути»), связывающего Ср. Азию со странами Запада и Востока, что подтверждается находками изделий византийского и восточного ремесла в древних курганах (см. Археологические памятники). В период Кокандского ханства (см. Крепость Пишпек) Пишпек играл роль складского и торгово-перевалочного пункта для Чуйской долины, Суусамыра, Прииссыккулья и др. районов.
После таможенного досмотра в Пишпекских караван-сараях останавливались на отдых следовавшие в центр, часть ханства дальние караваны, а в лавочках на базаре, на дому у узбекских торговцев велись торговля и неэквивалентный обмен изделий кокандского ремесла на скот. С возникновением в 70-х гг. 19 в. переселенческих деревень и городов в Чуйской долине, в т. ч. Пишпека, наряду с преобладавшей ранее в крае разъездно — меновой формой торговли, стала развиваться базарная и лавочная. Постепенно стационарная торговля сосредотачивается в Пишпеке.
Общий торговый оборот Пишпека в 1881 составил 50 тыс. руб., а в 1884 — 284 тыс. руб. Пишпекские и чуйские жители доставляли на базар овощи, рис, кукурузу и др. продукты. Гл. предметами торговли были хлеб (зерно и частично мука), живой скот и продукты жив-ва. Галантерейные, бакалейные товары, сахар, вина, керосин, спички, чугун, кровельное железо, металлич. изделия и др. товары поступали из Ташкента и Верного (ныне Алма-Ата). Торговали ими местные лавочники. В 1897 общий торговый оборот достигал уже 1 млн. руб. Функционирующий в Пишпеке скотный рынок был осн. местом торговли, здесь в конце 90-х гг. 19 в. продавалось более 125 тыс. голов скота. Большая часть скота переправлялась в др. поселения Ср. Азии и Казахстана, где особенно ценились киргизские лошади. Расширению ассортимента товаров способствовали развитие местного с. х-ва, ремесла и промыслов, увеличение товарообмена между городом и его окрестностями. В 1903 в Пишпеке было 406 торговых точек.
И.Х.Хан
Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева
Фрунзе как осн. транспортный узел Киргизии связывает районы республики в единый нар.-хоз. комплекс, обеспечивает связь с др. экономическими районами СССР. Железнодорожный транспорт Этим видом транспорта доставляются в осн. лесные грузы, каменный уголь, кокс, минеральные удобрения, чёрные металлы, станки, точные приборы, радиотехнич. и технологич. оборудование, хлебные грузы. Вывозятся пресс-подборщики, металлорежущие станки и инструмент, приборы и средства…
Перевозки пассажиров городским транспортом 1951 1965 1975 1982 Перевезено пассажиров, млн. чел. из них: троллейбусами автобусами 13,1 3,2 9,9 155,7 54,1 101,6 234,8 66,7 168,1 267,5 74,9 192,6 Грузооборот и перевозки автомобильного транспорта общего пользования 1940 1965 1982 Грузооборот, млн. т-км. Перевезено грузов, млн. т. Ср. дальность перевозки груза, км. 6,6 0,4 16,5…
Генеральный план развития города предусматривает широкую программу стр-ва промышл. и гражд. объектов. За последние 20 лет построено более 20 новых промышл. предприятий, в т. ч. заводы: электро-вакуумного машиностроения, «Киргизэлектродвигатель», свёрл, электронных вычислительных машин, пластмассовых изделий, а также обувное произв. объединение, камвольно-суконный, молочный комбинаты, ТЭЦ и мн. др. Кроме того, введено в действие ок. 60 специализированных…
Многоотраслевое коммунальное хозяйство включает жилищный фонд, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, канализацию, систему ирригационных сетей, ремонтные, эксплуатационные и аварийные службы, озеленение города. В довоенный период жилищный фонд состоял в основном из 1-этажных жилых домов. В 60-е гг., с вводом домостроительного комбината, начата застройка города 4 — 5-этажными крупнопанельными жилыми домами и с 70-х — 9-этажными.Показатели развития коммунального…
В нач. 20 в. наиболее состоятельные пишпекские купцы устанавливают связи с агентами крупнейших фирм центр. России, производя оптовые закупки мануфактурных, галантерейных и др. промышл. товаров, минуя ярмарки. Пишпек постепенно становится не только крупным торговым центром Севера Киргизии и Семиречья, но и товароперевалочной базой, где встречались местные и туркестано-семиреченские грузопотоки. В 1906 открылась ското-промышл. ярмарка, общий…
Предприятия торговли и обществ, питания города входят в состав торговых объединений «Промтовары», «Продтовары», «Общепит», «Заготторгплодоовощ», «Торкоопторг». Действуют центр, универмаги «Айчюрёк» и «Детский мир», 24 книжных магазина и др. магазины, а также рынки. Динамика развития торговли и общественного питания — 1940 1965 1975 1982 Общий объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, млн. руб 25,1 246,8…
Первое в Пишпеке сыродельное производство появилось в 1885 году. В первой половине 90-х гг. 19 в. в городе работали 28 рисоочистительных, 7 маслобойных, 1 крахмалоочистительных заведение и 5 пекарен. После Октябрьской революции, в середине 20-х гг., в городе действовали 2 пивзавода, 2 мельницы, мыловаренное производство. В первой пятилетке построены консервный завод, электромельница, элеватор, хлебозавод, конфетная…
Первая типография в Пишпеке имела 1 плоскопечатную машину. Печатала первую гор. газету «Пишпекский бюллетень» (1914). В марте 1918 перешла в распоряжение Пишпекского уездного Совета под названием типография «Прогресс» и печатала газ. «Пишпекский листок». Основу полиграфич. пром-ти Киргизии помогли создать Ташкент и Алма-Ата, направив в Пишпек в 1925 оборудование и рабочих. В тот же год типография…
Первыми пишпекскими предприятиями промышл. характера (на конец 70-х гг. 19 в.) были 5 мукомольных мельниц примитивного устройства в окрестностях города и небольшие городские мельницы. В 1-й пол. 80-х гг. 19 в. появились мелкие кустарно-промышл. заведения: кожевенный з-д (1883) и сыродельное произ-во (1885). В 1898 в Пишпеке имелось уже. 2 кожевенных и 1 маслобойный завод. В…
Особенно большие перемены в пром-ти города произошли после 60-х гг., за последние 20 лет. В этот период введено в строй действующих более 20 новых крупных промышл. объектов. Большое внимание уделялось укреплению и концентрации произ-ва. Ускорение научно-технич. прогресса и интенсивное внедрение в произ-во достижений науки и техники явились одним из осн. факторов развития пром-ти. Фрунзе становится…
Им принадлежит ведущая роль в нар. х-ве города. Уд. вес их в общем объёме промышл. произ-ва в 1950 составлял 19,5%, в 1982 — ок. 44%. В 1931 вступил в строй первенец металлообрабатывающей пром-ти Киргизии — механический завод, послуживший базой для создания сельскохозяйственного машиностроения завода им. М. В. Фрунзе — единственного предприятия в Союзе, выпускающего пресс-подборщики…
Деревообрабатывающая промышленность получила значительное развитие в 60-х гг. Произв. объединение «Киргизмебель» выпускает 26 наим. мебели в год и 15 наим. изделий из отходов производства (1982). Первые предприятия появились в окрестностях Фрунзе: в 1926 — з-д «Красный строитель», в 1935 — кирпично-черепичный з-д (см. «Фрунзестройматериалы»). С 50 — 60-х гг. эти предприятия находятся на терр. города….
В дореволюционном Пишпеке работали кожевенный и кожевенно-овчинный з-ды, шерстомойка. Выпуск изделий лёгкой пром-ти заметно увеличился к сер. 20-х гг. Интергельповцы построили кожевенный з-д, суконную и мебельную ф-ки, трикотажную и сапожную мастерские, наладили обувное произ-во. В годы первых пятилеток сформировалась крупная лёгкая пром-ть. В городе действовали два кожевенных з-да, суконная фабрика, гос. швейная ф-ка, трикотажная, обувная…