Декоративно-прикладное и изобразительное искусство


Древнейшие памятники иск-ва на терр. города и в его окрестностях относятся к 6 — 12 вв. Многие найденные при археологических раскопках (см. Археологические памятники) бронзовые статуэтки, глиняная и глазуров. посуда, фигурки животных, культовые светильники и пр. привозные и местные изделия свидетельствуют о развитом художеств, вкусе населения этого края, о его хоз.- культурных связях.

Художеств, творчество кирг. народа развивалось в условиях кочевого быта и носило прикладной характер. Изделия изготовлялись из шерсти, кож, шкур, металлов, рога. В осн. это — разл. убранство юрты, коня, постельные принадлежности, одежда, утварь, ювелирные изделия.

Важное место среди предметов быта занимали художеств, изделия из дерева (блюда, чаши, сосуды), войлока (узорные войлочные ковры — шырдаки), шерсти и чия (узорные плетёные циновки), а также вышивки (настенный вышитый ковёр — туш кийиз), отличающиеся большим разнообразием технических приёмов и видами используемых материалов.

Б. Д. Будайчиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора. Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно…


С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв. Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В….


В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК»…


Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», 1973, C. А….


7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982   В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай»,…