Скульптура


7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982

7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982


 

В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, «Сквер у Академии наук». Худ. М. X. Ахмедов. Акварель. 1979Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай», 1973) и др. Видное место в совр. скульптуре республики занимают работы Т. Садыкова (станковые: «Портрет Даркуль Куюковой», 1968, «Портрет поэта Омора Султанова», 1970, «Портрет Ч. Айтматова», 1977; монументальные: Каиназаровой 3. бюст, «Борцам революции» монумент, «Манас»), 3. А. Хабибулина («Старик», 1968, бюст Ч. Тулебердиева на Аллее Героев), В. А. Шеетопала («Портрет актрисы Бакен Кыдыкеевой», 1974, «Портрет скульптора Мануйловой», 1974, Скрябину К. Я. памятник) и др. В 70 — 80-х гг. наблюдается повышенный интерес к монумент, скульптуре, неразрывно связанной с градостроительством и архитектурой. В 60 — 80-х гг. интенсивно развивалась театрально-декорац. живопись (худ. театра: А. В. Арефьев, М. Сыдыкбаев, А. Молдахматов, Г. И. Белкин; худ. кино: С. Ишенов, К. Жусупов и др.).

Творчество большинства кирг. художников связано с городом. Многие их произв. хранятся в Кирг. музее изобразит, искусств, в Историческом музее, в музее объединения художеств. промыслов «Кыял», представлены в экспозициях Гос. Третьяковской галереи, Гос. музея искусств народов Востока, музеев изобразит. иск-в гг. Ленинграда, Харькова, Таллина, Свердловска, Иркутска и др.


Б. Д. Будайчиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора. Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно…


С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв. Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В….


В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК»…


Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», 1973, C. А….