Живопись в военные годы

В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК» (1941) И. П. Гальченко, «Письмо с фронта» (1943) Г. Айтиева, графич. серия «Свекловичницы» (1946) А. Н. Михалёва и др., а также ряд агитац.-политич. плакатов. Л. А. Ильина, И. А. Белевич, А. Н. Михалёв, А. И. Игнатьев, И. П. Гальченко, А. Т. Евдаков и др., моек, и ленинградские худ. и скульп. А. А. Мануйлов, Д. А. Шмаринов, Н. М. Кочергин вместе с поэтами Киргизии выпускали плакаты «Окна КирТАГа». В 1942 авторским коллективом, куда вошли скульп. А. А. Мануйлов, О. М. Мануйлова и др., был создан памятник Герою Советского Союза генерал-майору И. В. Панфилову — первый из установленных в военное время советских памятников героям Вел. Отечеств. войны. Скульп. И. Г. Фрих-Хар и М. И. Эпштейн исполнили для постамента памятника два барельефа.

В послевоенные годы расширяется круг кирг. художников; ведущее место в изобразит, иск-ве занимает станковая живопись; большое развитие получает графика во всём разнообразии её видов и техники. С 1946 кирг. худ. регулярно участвуют во всесоюзных, зональных выставках. В эти годы проявляется особый интерес к созданию сюжетно-тематич. полотен:

  • «Песня» (1945), «Вечер», «Дочь Советской Киргизии» (1948) С. А. Чуйкова;
  • «Полдень» (1954) Г. Айтиева;
  • «Окраина колхоза им. Шопокова» (1950) С. М. Акылбекова;
  • «Токтогул в ссылке» (1952 — 54) Л. Ф. Дейманта;
  • «Путейцы» (1950) Ф. М. Стукошина;
  • «Фрунзе в камере смертников» (1958) Д. Н. Флекмана и др.

В станковой и книжной графике появляются тематич. серии Л. А. Ильиной («Слово о киргизской женщине», 1958, илл. к книге М. Ауэзова «Абай», 1950, позднее — к произв. Ч. Т. Айтматова), Л. Г. Трусковского («По Киргизии», 1960), A. Н. Михалёва («Молодые строители», 1954). Разнообразны по тематике и технике исполнения созданные в этот период графич. произв. Н. Ф. Ефременко, А. А. Сгибнева, А. С. Осташева, М. Оморкулова, Р. Б. Нуделя, А. И. Мисюрёва, В. Г. Рогачёва, B. С. Гладкова, А. Л. Шубина, Т. Т. Герцена и др.

Б. Д. Будайчиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», 1973, C. А….


7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982   В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай»,…


Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора. Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно…


С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв. Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В….