Изобразительное искусство 60 — 70-х гг

С. А. Чуйков среди учащихся художественного училища. 1969Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», Т. Садыков, Г. Айтиев, С. Т. Конёнков. Москва, 19691973, C. А. Чуйкова; «Висят мосты над Нарыном», 1973, А. И. Игнатьева) развиваются натюрморт, портрет. Ряд портретов современников создают Дж. Кожахметов, С. Чокморов, С. Ишенов, Н. Е. Евдокимов. Образ сов. человека, красоту природы Киргизии воссоздают живописные работы С. Бакашева «Поющие горы» (1972), А. Н. Каменского «Женщина с апельсином» (1974), Б. Джумабаева «Рассказ охотника» (1968), А. Осмонова «Долон» (1974), Т. О. Койчиева «Вечер на сенокосе» (1973). Выставки 70-х гг. познакомили фрунзенцев с творчеством молодых художников — С. Г. Айтиева, М. Бекджанова, Дж. Джумабаева, Н. Е. Евдокимова, Г. И. Белкина, А. Бейшенова, А. Садыковой, М. Т. Акынбекова, В. П. Димова и др.

Во Фрунзе были организованы выставки произв. художников сов. республик и зарубежных стран. Ряд кирг. художников стали лауреатами республиканской им. Токтогула, Гос. и Ленинской премий. С кирг. иск-вом знакомились жители мн. городов РСФСР, в частности Москвы, Тюмени, Калинина и др., республик Ср. Азии и Казахстана, Латвии, Эстонии, Литвы, Азербайджана, а также Болгарии, Румынии, Польши, Монголии, Афганистана, Алжира, Туниса, Ирана, Финляндии, Индии, Канады, Швеции, Франции, Швейцарии, Бельгии, Англии, Японии.

Б. Д. Будайчиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора. Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно…


С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв. Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В….


В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК»…


7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982   В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай»,…