Декоративно-прикладное искусство
Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора.
Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно «Состязание», 1979 и др.; Дж. Уметов: ала кийизы «Отдых», «Лето», 1974, «Фантазия», 1976 — 77 и др.; Ш. Мамбетаипова: изготовленные из чия, декорированного шерстью, портреты В. И. Ленина, Ч. Т. Айтматова и др.) и ювелирном иск-ве (А. И. Величко: комплекты украшений «Зеркало», 1977, «Цветы на холмах», 1980 и др.; Ш. А. Дайирбеков: гарнитур «Эдиль», 1979 и др.; В. А. Сырнев: гарнитур «Оазис», 1974 и др.) продолжаются лучшие традиции нар. художеств, творчества (см. «Кыял»).
Система проф. изобразит, иск-ва Киргизии, в целом утверждающая принцип реалистич. отображения жизни, сложилась после Великой Окт. революции, под непосредственным воздействием рус. классич. и многонац. советского иск-ва. С первых лет Сов. власти Пишпек играл большую роль в становлении кирг. изобразит, иск-ва, в приобщении к нему кирг. народа. Красные юрты и чайханы, красные повозки и клубы, затем печать служили важным средством организации художеств, просвещения. Значительное место в развитии изобразит, иск-ва Киргизии принадлежит С. А. Чуйкову — организатору первых выставок, первому пред. Союза художников Киргизии, инициатору создания картинной галереи (см. Музей изобразительных искусств). В кирг. газетах и журналах с 1921 сотрудничал В. В. Образцов («Портрет Сооронбаева», 1928; «После восстания», 1931) — организатор первых в республике изокружков и студий. Преимуществ, развитие в период становления кирг. изобразит, иск-ва получила живопись.
Б. Д. Будайчиев
Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева
В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК»…
Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», 1973, C. А….
7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982 В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай»,…
С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв. Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В….