Театрально-декорационная живопись

С 1928 в городе ежегодно устраивались отчётные выставки этюдов и картин уч-ся Кирг. педагогического техникума, занимавшихся в созданной при нём студии изобразит, иск-ва, а также персональные выставки проф. художников. В 1934 была организована 1-я респ. художеств, выставка, на к-рой были представлены произв.

Г. Айтиева, С. М. Акылбекова, А. Т. Евдакова, А. И. Игнатьева, В. В. Образцова, С. А. Чуйкова. В 1934 создан Союз художников Киргизии, при к-ром в 1935 организована изобразит, студия (см. Художественное училище). В 30-х гг. начинают развиваться кирг. скульптура и монумент, иск-во, связанные с именами венгерских худ. JI. Mecapoшa (скульп. «Портрет киргизского студента», 1937) и Б. Уитца (фресковые портреты основоположников марксизма-ленинизма и росписи в зале заседаний Верховного Совета Кирг. ССР).

С постановкой первых кирг. спектаклей возникает театрально-декорационная живопись. Первые кирг. спектакли оформляли моек. худ. Г. А. Петров и Я. 3. Штоффер, а также Г. Айтиев, И. А. Белевич, И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев. Газетные и журнальные публикации 20-х гг. (В. В. Образцов и П. Голубь) послужили началом развития кирг. графики, к к-рой кирг. худ. обращаются преимущественно в конце 30-х гг.

Появление станковой графики связано с приездом во Фрунзе JI. А. Ильиной, А. Н. Михалёва, А. А. Сгибнева. С 1939 во Фрунзе работает скульп. О. М. Мануйлова («Портрет Тоголока Молдо», 1941). Этот период в кирг. изобразит, иск-ве характеризуется ростом проф. мастерства живописцев: Г. Айтиева («В батраках у бая», 1936), С. М. Акылбекова («Молотьба в колхозе», 1936), В. С. Тюрина («Городской пейзаж», 1939), Л. Ф. Дейманта («На юге Киргизии», 1939), А. Т. Евдакова («Весна в окрестностях г. Фрунзе», 1937) и др.

Б. Д. Будайчиев

Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева

Монументальным видом декоративно-прикладного иск-ва является ала кийиз — войлочный ковёр, выполняемый техникой вкатывания цветного узора, — с присущими ему взаимопереходами фона и узора, отсутствием резких углов в свободно развивающемся крупном рисунке узора. Древнейшая техника прикладного иск-ва используется народными умельцами и в наши дни. В совр. профессиональном декоративно-прикладном (М. Т. Абдуллаев: гобелен «Праздник лета», войлочное панно…


В годы Вел. Отечеств. войны во Фрунзе проводились художеств, выставки (1942, 1943, 1944). В этот период военно-патриотич. тема стала преобладающей в творчестве кирг. художников. За военные годы созданы такие живописные полотна, как «Благословение Джамбула» (1942) С. А. Чуйкова, «Колхозный сторож» (1942) С. М. Акылбекова, «Проводы сына на фронт» (1941) А. И. Игнатьева, «На стройке БЧК»…


Изобразит. иск-во 60 — 70-х гг. характеризуется поисками новых пластич. средств, углублённым обращением живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов к современной тематике, их участием в респ., всес. и зарубежных выставках. Наряду с пейзажем, индустриальным пейзажем и тематич. картиной («Осень в Чуйской долине», 1965, «Голубой Иссык-Куль», 1977, Г. Айтиева; «Живая вода», 1966, «Прикосновение к вечности», 1973, C. А….


7-й съезд Союза художников Киргизии. 18 июня 1982   В развитие скульптуры большой вклад внесли О. М. Мануйлова (бюст М. В. Ломоносова, 1943, Боконбаева Дж. бюст, Куренкеева М. бюст, Тоголока Молдо бюст и др.), В. А. Пузыревский (памятник «Героям-комсомольцам 20 — 40-х годов»), Н. И. Лодягин (Иваницына А. И. бюст), А. Мухутдинов («Портрет медсестры Айдай»,…