Уникальность памятника

Примечательно, что историко-архитектурная значимость Таш-Рабата и его уникальность отмечается как в первых упоминаниях — отчетах и докладах выдающихся русских путешественников и исследователей природы Центральной Азии, так и в статьях советских специалистов вплоть до настоящего времени. Поскольку история изучения памятника неоднократно излагалась в предшествующих публикациях о нем 3, то в нашей монографии приводятся только те сведения, которые имеют значение для характеристики здания…

Впервые краткая информация о Таш-Рабатэ дана ученым-просветителем Ч. Ч. Валихановым, возвращавшимся из Кашгарии в 1859 г. По его словам, постройку «рабата» приписывают бухарскому хану Абдулле, «По стилю, — пишет он, — Таш-Рабат принадлежит к лучшей архитектурной эпохе, чем теперь в Кашгаре. Азиатцы, склонные к суеверию, считают, что все то, что требует большого труда и искусства является чем-то сверхъестественным». Свое описание памятника он дополнил схематичным наброском плана и сообщением об «уважении к этому зданию и его построителю» населения и проезжающих.

Об этом же пишет и путешественник А. Войцехович в заметке «Таш-Рабат», где приводит две легенды о нем. Согласно одной из них Таш-Рабат называется укреплением, построенным на границе древнего ханства одновременно с крепостью у г. Ош.

В 1879 г. памятник осмотрел краевед А. М. Фетисов, отметивший вокруг множество свежих могил дунган, погибших во время массового бегства из Кашгарии зимою 1877 г. Со слов местных жителей («сартов») им записано, что Таш-Рабат «построен Абдуллой-ханом 500 лет назад с благотворительной целью».

Более обстоятельные сведения о Таш-Рабате приводит в 1886 г. энтузиаст исторического краеведения Н. Л. Зеланд, который впервые высказал предположение о размещении здесь буддийской или христианской общины. Он считал, что по архитектурному облику и характеру планировки здание не могло быть караван-сараем.

В своих путевых записках исследователь приводит сообщение подполковника Волкова, который 15 годами раньше (в 1871 г.) видел на штукатурке стен «грубые фигуры трехглавого коня и пятиглавого дракона» (чего, однако, не отметил Ч. Ч. Валиханов, упоминая об «арабесках» центрального зала. — С. П.). У местного населения, по наблюдениям Н. Л. Зеланда, сохранились о памятнике «самые противоречивые и неправдоподобные легенды». Его проводники, например, утверждали, что в здании Таш-Рабат похоронены «сарты и киргизы».


«Таш-Рабат», С.Я. Перегудова

В Центральном Тянь-Шане среди многочисленных археологических памятников полукочевого населения Киргизии находится архитектурное сооружение из камня, известное в научной литературе советского периода как караван-сарай XV в. — Таш-Рабат. Таш-Рабат (общий вид в процессе раскопок) Здание расположено на высоте около 3500 м над ур. м. в западной оконечности Ат-Башинского горного массива, на берегу притока р. Кара-Коюн —…


Не обошел вниманием Таш-Рабат и выдающийся русский востоковед В. В. Бартольд. Не имея возможности лично обследовать памятник во время своей поездки по Средней Азии, он описывает его по рассказам очевидцев, фотоснимкам поручика Ковалева 1894 г. и плану здания, сделанному офицером Нарынского гарнизона Карнауховым. Сравнивая Таш-Рабат с Ахыр-Ташем, он ссылается на П. Лерха и Н. Л….


Интересные сведения о Таш-Рабате приводит в своей неопубликованной монографии архитектор Б. Н. Засыпкин. Глава о Таш-Рабате написана по материалам А. Н. Бернштама и упомянутым архитектурным обмерам М. Г. Полищука, А. М. Сутягина и В. К. Змиевского. По начертанию кривых арок, их пропорциям и системе сталактитов Б. Н. Засыпкин считает возможным отнести постройку к первой половине…


Такова характеристика памятника по архивным и литературным источникам. Из сообщений предшествующих исследователей известно, что Таш-Рабат считался у кочевников за «несомненное чудо» и расценивался как нечто «сверхъестественное». Необычный облик здания породил у окрестного населения множество легенд. Поверье, записанное Ч. Ч. Валихановым, А. Войцеховичем и В. К. Змиевским, о том, что количество комнат в здании меняется с…


Отмечая древность Таш-Рабата, русские путешественники воздерживались от определения возраста памятника и от категоричных суждений о причинах его возникновения. Называя здание рабатом, Ч. Ч. Валиханов, В. В. Бартольд и А. М. Фетисов не высказывали собственный взгляд на его первоначальную функцию, а употребляли общепринятое определение, составляющее название памятника. Именно результатом критического переосмысления типологической принадлежности здания явилось то,…