Главная / Русский / Таш-Рабат / Из истории изучения Таш-Рабата / Работы Б. Н. Засыпкина, Б. В. Чурлява

Работы Б. Н. Засыпкина, Б. В. Чурлява

Интересные сведения о Таш-Рабате приводит в своей неопубликованной монографии архитектор Б. Н. Засыпкин. Глава о Таш-Рабате написана по материалам А. Н. Бернштама и упомянутым архитектурным обмерам М. Г. Полищука, А. М. Сутягина и В. К. Змиевского. По начертанию кривых арок, их пропорциям и системе сталактитов Б. Н. Засыпкин считает возможным отнести постройку к первой половине XV в., предположить участие в ее возведении мастеров из Самарканда.

Оспаривая интерпретацию Таш-Рабата как караван-сарая, Б. Н. Засыпкин считал, что возникновение здания было связано с завоеванием Ферганы в 1414 г. Улукбеком и предназначалось для временных остановок вооруженного конного отряда (численностью 40—45 человек). При этом купольный зал рассматривался как помещение для трапез, отправления религиозных обрядов или как мечеть (с михрабом в западной нише).

В 1980 г. в связи с намечавшимися работами по реставрации ряда известных средневековых памятников Киргизии Таш-Рабат изучается архитекторами Б. В. Чурлявым, В. Е. Нусовым и В. А. Голубевым. Впоследствии была опубликована подробная статья В. Е. Нусова в Трудах ФПИ и издана книга с описанием Таш-Рабата. Автор считает здание укрепленным пунктом для посольских связей Тимуридского государства с Китаем, а примененные при его возведении архитектурно-строительные приемы, формы стрельчатых арок и стиль декора близкими к архитектурной школе Самарканда XV в.

Дважды, в 1972 и 1976 гг., к Таш-Рабату выезжала экспедиция Института истории АН Киргизской ССР для изучения посетительских надписей, оставленных на его стенах. Одна из них, датированная 1848 г., гласит, что некто (имя неразборчиво) в память о любимой жене заказал здесь чтение «хатми-корана». Как и первые исследователи Таш-Рабата, члены Киргизской историко-археологической экспедиции пришли к заключению, что памятник использовался верующими киргизами как почитаемое место: здесь совершались моления, поминки и погребения. При этом ими отмечено, что специально предназначенных для размещения скота и товаров помещений в здании не предусмотрено.


«Таш-Рабат», С.Я. Перегудова

В Центральном Тянь-Шане среди многочисленных археологических памятников полукочевого населения Киргизии находится архитектурное сооружение из камня, известное в научной литературе советского периода как караван-сарай XV в. — Таш-Рабат. Таш-Рабат (общий вид в процессе раскопок) Здание расположено на высоте около 3500 м над ур. м. в западной оконечности Ат-Башинского горного массива, на берегу притока р. Кара-Коюн —…


Примечательно, что историко-архитектурная значимость Таш-Рабата и его уникальность отмечается как в первых упоминаниях — отчетах и докладах выдающихся русских путешественников и исследователей природы Центральной Азии, так и в статьях советских специалистов вплоть до настоящего времени. Поскольку история изучения памятника неоднократно излагалась в предшествующих публикациях о нем 3, то в нашей монографии приводятся только те сведения,…


Не обошел вниманием Таш-Рабат и выдающийся русский востоковед В. В. Бартольд. Не имея возможности лично обследовать памятник во время своей поездки по Средней Азии, он описывает его по рассказам очевидцев, фотоснимкам поручика Ковалева 1894 г. и плану здания, сделанному офицером Нарынского гарнизона Карнауховым. Сравнивая Таш-Рабат с Ахыр-Ташем, он ссылается на П. Лерха и Н. Л….


Такова характеристика памятника по архивным и литературным источникам. Из сообщений предшествующих исследователей известно, что Таш-Рабат считался у кочевников за «несомненное чудо» и расценивался как нечто «сверхъестественное». Необычный облик здания породил у окрестного населения множество легенд. Поверье, записанное Ч. Ч. Валихановым, А. Войцеховичем и В. К. Змиевским, о том, что количество комнат в здании меняется с…


Отмечая древность Таш-Рабата, русские путешественники воздерживались от определения возраста памятника и от категоричных суждений о причинах его возникновения. Называя здание рабатом, Ч. Ч. Валиханов, В. В. Бартольд и А. М. Фетисов не высказывали собственный взгляд на его первоначальную функцию, а употребляли общепринятое определение, составляющее название памятника. Именно результатом критического переосмысления типологической принадлежности здания явилось то,…