Работы В. В. Бартольда и Н. Н. Пантусова
Не обошел вниманием Таш-Рабат и выдающийся русский востоковед В. В. Бартольд. Не имея возможности лично обследовать памятник во время своей поездки по Средней Азии, он описывает его по рассказам очевидцев, фотоснимкам поручика Ковалева 1894 г. и плану здания, сделанному офицером Нарынского гарнизона Карнауховым.
Сравнивая Таш-Рабат с Ахыр-Ташем, он ссылается на П. Лерха и Н. Л. Зеланда, которые оба эти здания рассматривали как древние монастыри. «Замечательно, — пишет он — что киргизы рассказывают о Таш-Рабате такое же предание, как об Ахыр-Таше…» Однако, сообщая о деятельности могулистанского правителя XV в. Мухаммед-хана (умер в 1416 г.), в «Очерках истории Семиречья» В. В. Бартольд замечает, что ему приписывают постройку «знаменитого здания Таш-Рабат в местности, где впоследствии жили киргизы».
Наиболее подробным сообщением о памятнике в досоветское время является статья историка и краеведа Н. Н. Пантусова «Таш-Рабат», которая снабжена схематичным планом и разрезами, снятыми при помощи инструментов в 1888 г. подполковником из Нарынского укрепления К. А. Ларионовым. Им прочитаны оставленные на штукатурке посетительские «сартские» надписи, относящиеся к 1803, 1813, 1873 гг.
Имея сведения о ранее найденном здесь несторианском кайраке, и приводя местные легенды, Н. Н. Пантусов, как и ранее Н. Л. Зеланд, признает за зданием значение христианского монастыря. В 1940 г., спустя сорок лет со времени последнего обследования Таш-Рабата появляется новая публикация о нем, принадлежащая группе архитекторов из Киргизии (Г. А. Сутягину, М. Г. Полищуку, В. К. Змиевскому). Они провели архитектурный обмер памятника, сделали зарисовки и фотофиксацию его.
По итогам работ в республиканской газете помещена заметка, в которой Таш-Рабат, без всякой аргументации определен как мечеть и остановочный пункт на трассе торгового пути, построенный при кашгарском хане Махмуд-Али в 1485—1505 гг., а также как некрополь или крепость, «где, возможно, совершались религиозные обряды».
«Таш-Рабат», С.Я. Перегудова
В Центральном Тянь-Шане среди многочисленных археологических памятников полукочевого населения Киргизии находится архитектурное сооружение из камня, известное в научной литературе советского периода как караван-сарай XV в. — Таш-Рабат. Таш-Рабат (общий вид в процессе раскопок) Здание расположено на высоте около 3500 м над ур. м. в западной оконечности Ат-Башинского горного массива, на берегу притока р. Кара-Коюн —…
Примечательно, что историко-архитектурная значимость Таш-Рабата и его уникальность отмечается как в первых упоминаниях — отчетах и докладах выдающихся русских путешественников и исследователей природы Центральной Азии, так и в статьях советских специалистов вплоть до настоящего времени. Поскольку история изучения памятника неоднократно излагалась в предшествующих публикациях о нем 3, то в нашей монографии приводятся только те сведения,…
Интересные сведения о Таш-Рабате приводит в своей неопубликованной монографии архитектор Б. Н. Засыпкин. Глава о Таш-Рабате написана по материалам А. Н. Бернштама и упомянутым архитектурным обмерам М. Г. Полищука, А. М. Сутягина и В. К. Змиевского. По начертанию кривых арок, их пропорциям и системе сталактитов Б. Н. Засыпкин считает возможным отнести постройку к первой половине…
Такова характеристика памятника по архивным и литературным источникам. Из сообщений предшествующих исследователей известно, что Таш-Рабат считался у кочевников за «несомненное чудо» и расценивался как нечто «сверхъестественное». Необычный облик здания породил у окрестного населения множество легенд. Поверье, записанное Ч. Ч. Валихановым, А. Войцеховичем и В. К. Змиевским, о том, что количество комнат в здании меняется с…
Отмечая древность Таш-Рабата, русские путешественники воздерживались от определения возраста памятника и от категоричных суждений о причинах его возникновения. Называя здание рабатом, Ч. Ч. Валиханов, В. В. Бартольд и А. М. Фетисов не высказывали собственный взгляд на его первоначальную функцию, а употребляли общепринятое определение, составляющее название памятника. Именно результатом критического переосмысления типологической принадлежности здания явилось то,…